Связаться с нами по услугам поиска работы: (без выходных с 9.00 до 20.00)
Кадровое агентство для соискателей «ИМ Консалтинг»

Среди различных типов собеседований выделяется интервью по компетенциям, или поведенческое интервью. Это один из самых сложных методов отбора кандидатов, но при этом и самый надежный.

Как и следует из названия, при помощи этого метода можно оценить компетенции кандидата. Причем сделать это можно, основываясь на реальных примерах. Как же это обычно происходит? Попробуем разобраться, что такое интервью по компетенциям, поподробнее.

Как проходит интервью по компетенциям

У каждой компании и на каждой должности есть определенный перечень компетенций, на которые вас могут проверять. Чтобы получить подтверждение каждой из них, на собеседовании вам будут задавать вопросы о задачах, которые вы выполняли в прошлом.

Это значит, что в ходе интервью по компетенциям вы не решаете гипотетические проблемы, как в ситуационном типе собеседования, а описываете реальные случаи из жизни. И таким образом доказываете, что подходите компании и можете успешно выполнять задачи на новой должности.

Например, чтобы проверить вас на стрессоустойчивость и спрогнозировать вашу реакцию на конфликты, вас могут попросить рассказать о случае общения с агрессивно настроенным собеседником. Это значит, что вам надо подробно вспомнить, что именно вы говорили этому человеку и как вели себя в конкретной ситуации.

Обратите внимание: тут не подойдут общие фразы вроде «Я всегда мягко выхожу из конфликтных ситуаций, лажу с клиентами, на прошлых местах работы успешно коммуницировал» и подобное. Нужен именно подробный пример — ваши воспоминания. Причем честные!

Интервью по компетенциям: примеры и виды характеристик

Если вы уже не новичок в «искусстве» трудоустройства, слово «компетенции» вряд ли вас удивит. Кратко говоря, это характеристики, которые позволяют работнику эффективно выполнять свои обязанности. Если мы говорим, что человек компетентен в какой-то профессии, мы имеем в виду, что он обладает тем набором знаний, навыков и моделей поведения, которые делают его профессионалом в своей области.

Условно компетенции делятся на такие виды:

  • Корпоративные компетенции применимы к любой должности. Зависят от ценностей конкретной организации, ее стратегии и корпоративной этики:
    • деловая этика;
    • профессиональное развитие;
    • работа в команде;
    • ориентация на результат.
  • Профессиональные компетенции применяются для определенной должности или группы должностей.

    Для сотрудника отдела продаж:

    • эффективная коммуникация;
    • нацеленность на результат;
    • работа с клиентами;
    • клиентоориентированность.

    Для должности переводчика:

    • усидчивость;
    • организованность;
    • внимательность;
    • богатый словарный запас.
  • Управленческие компетенции, как и следует из названия, нужны при оценке сотрудников, у которых будут в подчинении другие работники:

    • управление бизнесом;
    • работа с людьми;
    • планирование;
    • умение принимать решения;
    • способность мотивировать;
    • стратегическое мышление.

Иногда выделяют дополнительно:

  • Личностные компетенции:
    • быстрая обучаемость;
    • активность;
    • самоорганизация;
    • адаптивность;
    • внимание к деталям.
  • Коммуникативные компетенции:
    • ведение переговоров;
    • письменная коммуникация;
    • грамотная речь;
    • умение убеждать.

Интервью по компетенциям: вопросы по методикам STAR и PARLAM

Самый популярные методики проведения поведенческого интервью — так называемые STAR и PARLA. Они предполагают определенную последовательность вопросов: с их помощью рекрутер получает полные поведенческие примеры из вашей жизни и карьеры.

Методика STAR

  • S — Situation (ситуация). Вас просят рассказать о какой-то ситуации, с которой вы сталкивались в прошлом. Как она возникла и в каких условиях происходила? Это может быть случай общения со сложным клиентом, рассказ о каком-то проекте и вашем участии в нем или пример вашего самого креативного решения на прошлом месте работы.
  • T — Task (задача). Какая цель в данной ситуации перед вами стояла? Кто ее ставил: вы или ваше начальство?
  • A — Action (действие). Тут вы описываете, что конкретно делали, чтобы выполнить задачу. Были ли сложности в процессе и какие.
  • R — Result (результат). Итог ситуации. Чем все закончилось, получилось ли достичь цели, какие выводы были сделаны. Вас также могут спросить, как бы вы поступили в такой же ситуации в будущем.

Методика PARLA

Первые три шага в этой методике совпадают с этапами STAR.

  • P — Problem (проблема).
  • A — Action (действие).
  • R — Result (результат).
  • L — Learned (выученное). Какие выводы вы сделали из ситуации, чему научились на ее примере.
  • A — Applied (применено). Как впоследствии применялся опыт, полученный из приведенного случая.

Чем хорош метод интервью по компетенциям

С помощью интервью по компетенциям можно спрогнозировать, как кандидат будет работать на новой должности. Рекрутер не просто спрашивает о каких-то гипотетических ситуациях, а узнает реальные подробности из вашего опыта. Так становится понятно, как вы уже применяли свои навыки в работе и как будете выполнять свои обязанности в дальнейшем.

Данный метод работает и для соискателей без опыта работы, так как поведенческие примеры вполне могут быть из жизни или из учебы.

Как подготовиться к поведенческому интервью

Чтобы подготовиться к интервью по компетенциям, можно проанализировать свою профессию и спрогнозировать, на какие компетенции вас будут проверять. Изучите информацию о компании в интернете и, конечно, текст самой вакансии, на которую претендуете.

Опираясь на собственный прогноз, подумайте, какие вам могут задавать вопросы и что в вашем опыте есть такого, что может стать на них ответами.

Поскольку самому такую работу проделать достаточно трудно, советуем обратиться к карьерному консультанту, чтобы подготовиться к поведенческому собеседованию как можно лучше. Со специалистом вы можете смоделировать интервью и узнать, какое впечатление вы производите и насколько полно отвечаете на вопросы.