Связаться с нами по услугам поиска работы: (без выходных с 9.00 до 20.00)
Кадровое агентство для соискателей «ИМ Консалтинг»

Собеседование является одним из ключевых этапов поиска работы. Ведь именно на собеседовании мы впервые сталкиваемся лицом к лицу с работодателем. И если наша задача как соискателя – произвести благоприятное впечатление, то работодатель ставит перед собой совсем другие цели. Конечно, рекрутер будет оценивать ваши профессиональные компетенции. Но, помимо этого, ваш собеседник обратит внимание и на ваше поведение на собеседовании.

Поскольку работодатели в курсе, что кандидаты готовятся и заранее продумывают «правильные» ответы, они нередко прибегают к различным психологическим приемам на собеседовании. Поэтому, если вам кажется, что на собеседовании «что-то пошло не так», то вам не кажется. Рекрутер намеренно испытывает вас, чтобы увидеть ваше истинное лицо.

Итак, к чему быть готовым соискателю?

  • Ожидание

    Длительное ожидание используется работодателем, чтобы посмотреть, как вы будете себя вести и чем займетесь, пока ждете начало собеседования.  Как правило, собеседование при этом «задерживают» на 30-60 минут. А иногда и дольше. Бывает, что работодатель, наоборот, «переносит» время собеседования на более ранний срок и просит вас приехать пораньше. Цель таких манипуляций – не выбить у вас почву из-под ног, а проверить вашу гибкость и стрессоустойчивость.

  • Обстановка

    Вам не предложили снять верхнюю одежду? Стул шатается? В комнате слишком громко? Рекрутера ждут еще 5 кандидатов на ту же вакансию? Собеседование проводится на лестничной площадке, потому что все переговорные комнаты заняты? Вполне вероятно, что работодатель намеренно создал такие условия. Попробуйте-ка вспомнить «правильный» ответ в такой обстановке.

  • Проекция

    Разговор ведется на общие темы и можно смело поделиться своим ценным мнением? Не обольщайтесь! Тут-то и кроется ловушка. Ваш собеседник проецирует все сказанное вами на вас же.  Поэтому на все вопросы про других людей («Что людям нравится в работе?», «Почему человек может уволиться?») отвечайте с особой аккуратностью и тактом.

  • Провокация

    В отличие от проекции, провокация – это «лобовая атака собеседования». Тут не будет никаких хождений вокруг да около. Прямые, жесткие и часто просто неприятные вопросы точно не оставят вас равнодушным («Что с вами не так, если вас уволили?», «Чем болеете?», «Я в вашем возрасте уже был ого-го!»). Поэтому выдыхайте и не ведитесь! Иначе явка провалена.

Грамотная подготовка – залог успеха

Очевидно, что пройти все «ловушки» работодателя нам помогут не только крепкие нервы, но и знание этих самых приемов. Предупрежден – значит, вооружен! И подготовка тут даже не 50%, а все 70% успеха!

До собеседования:

  • гуглим всю необходимую информацию о компании и вакансии;
  • изучаем нашего собеседника (профиль в LinkedIn, публикации в профессиональных изданиях, посты в соцсетях и пр. вам в помощь);
  • оцениваем ценностное предложение работодателя и отзывы о компании (можно ориентироваться на Glassdoor);
  • назначаем одно собеседование в день. Это даст возможность настроиться на общение с работодателем. Тогда никакие переносы и задержки времени собеседования вам не страшны;
  • прокладываем маршрут заранее с учетом возможных пробок и пр. Не опаздываем. Точность – вежливость королей.

И после собеседования:

  • благодарим за уделенное время и возможность собеседования;
  • договариваемся о получении обратной связи по результатам собеседования (кто и кому, когда и как);
  • пишем follow-up letter.

Используем психологические приемы на собеседовании

В собеседовании участвуют двое (этот как минимум). Поэтому не только работодатель, но и соискатель может использовать психологические приемы на собеседовании. И задача наша – не обмануть, а помочь собеседнику «узнать» в нас того самого единственного кандидата на искомую должность.

  • «Всему свое время»

    Время собеседования имеет значение. Не стоит обольщаться, что позвали только вас. Поэтому от того, насколько вы запомнитесь рекрутеру, зависит, пройдете ли вы в следующий тур. А запоминаются обычно первые и последние собеседования. Понедельник – день тяжелый. Пятница – уже почти суббота. Поэтому лучше всего назначать собеседование на середину недели. В идеале на утреннее время. Но вечернее тоже подойдет.

  • «Свой-чужой»

    Встречают по одежке. Поэтому, чтобы вас узнали и приняли за своего, заранее узнайте об особенностях дресс-кода или его отсутствии в компании. Цветовую гамму лучше выбрать соответствующую фирменному стилю компании. В идеале вы должны быть «похожи» и на своего собеседника, и на «среднестатического» сотрудника вашего отдела компании.

  • «Бойтесь данайцев, дары приносящих»

    Предварительно распечатайте и отдайте на собеседовании свое резюме рекрутеру. Тут мы убиваем сразу двух зайцев. Во-первых, поза нашего собеседника автоматически становится открытой. И ему проще будет воспринимать от нас информацию. Во-вторых, он от нас что-то взял. И подсознательно будет считать себя должным нас отблагодарить.

Помните, что собеседование – это прекрасная возможность поближе познакомиться с компанией. Да, у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Но, если вы считаете, что работодатель заигрался в психолога и перешел границы в своих экспериментах, смело об этом заявляйте!

Не только вас, но и вы выбираете работодателя. А отношение к соискателям во многом показывает и отношение к будущим сотрудникам компании. Поэтому честные и доверительные отношения можно и нужно строить, начиная с первого собеседования!