+7 (499) 322-20-69
mail@im-konsalting.ru WhatsApp/Viber/Telegram: +79643223069
Логотип (лого) кадровое агентство для соискателей ИМ Консалтинг

В передаче «ТВОЯ РАБОТА» главный редактор телеканала «ШАГ РОССИИ» Глеб Мордовченко и руководитель кадрового агентства для соискателей «ИМ Консалтинг» Александра Грак обсудили тему идеального резюме — что это такое и как его достичь. На каких этапах поиска работы необходимо резюме, что нужно учесть при его составлении и как быть с сопроводительным письмом и рекомендациями — читайте в этом выпуске.

— Сегодня мы поговорим на очень необычную тему, для большинства соискателей некая ключевая веха, ключевой инструмент. Это резюме. Это тот документ, с которым человек хочет найти работу и пытается это сделать.
Скажи, а бывает ли идеальное резюме? Может ли такая история в принципе быть, и реальна ли она? Вот это та тема, о которой мы поговорим. Но давай все-таки сначала поймем, что такое резюме как таковое. Что это за такая волшебная бумага?

— В целом резюме — это инструмент, который позволяет нам попасть на собеседование. То есть изначально нужно отталкиваться от той задачи, которую резюме решает. Фактически это краткое описание нашего опыта, знаний, навыков, умений и результатов работы.

— А когда нужно, чтобы такое резюме было у человека? Только тогда, когда он уже собрался идти на собеседование? Или в какие-то еще моменты оно должно иметь место у специалиста?

— На самом деле, как ты отметил, часто именно поиск работы и в целом все, что касается работы, очень четко ассоциируется с резюме. Но резюме мы создаем на том моменте, когда мы понимаем, кем мы хотим быть и, соответственно, куда мы с этим резюме планируем выходить, какие каналы поиска мы будем использовать. Поэтому, прежде чем написать резюме, надо подумать, кто наш работодатель и какое ценностное предложение мы хотим, собственно, ему озвучить.

— Хорошо. Но если мы говорим про ценностное предложение, то оно не может быть безадресным, оно должно быть направлено на каких-то конкретных людей. И если мы понимаем, что резюме — это такой пропуск на собеседование, то вопрос: для кого эта бумага должна быть написана, кто читатель?

— Вот ты очень верно отметил, что «кто читатель?», потому что большинство соискателей подходят к резюме с вопросом «кто писатель?». То есть задача — просто отобразить свой опыт, и это некое отражение нас. Отчасти это верно, но если говорить именно по задаче, то мы адресно обращаемся к работодателю, и в этом смысле нам нужно именно понимать, к кому мы идем.

То есть наше резюме будет HR читать как представитель работодателя, это первая линия, с которой мы уже, соответственно, начинаем сталкиваться с работодателем. Дальше непосредственно руководитель, и оно должно подходить и для рекрутеров, и для руководителей. Это очень важно.

— То есть даже может быть такое, что, если я хочу попасть в разные компании в разных отраслях, мне нужно делать разные версии резюме?

— Более того, если мы говорим про идеальное резюме в неком идеальном мире, то нам нужно его делать под конкретного человека, который будет его рассматривать.

— Интересно. А как такое резюме правильно составлять? Здесь есть куча подводных камней, о которых даже половина людей не знает ничего. Как это делать?

— На самом деле все, скажем так, довольно просто. Просто нужно свести всю эту информацию вместе. В первую очередь мы понимаем, какую работу мы планируем искать. То есть это направление деятельности, в каких компаниях мы планируем работать, кем мы хотим работать и как мы хотим это делать. Формулируем ценностное предложение, выделяем, соответственно, некое самопозиционирование и от этого отталкиваемся. То есть ведем от общего к частному.

В зависимости уже от этого общего блока мы раскрываем компетенции, далее описываем опыт в обратном хронологическом порядке, делая акцент именно на результатах нашей работы, на достижениях. Обязательно указываем все, что касается образования, необходимых дополнительных навыков, например, языки либо какие-то компьютерные программы, если они действительно нужны нам в работе. И очень важно: обязательно указываем контактную информацию.

— Какие типовые ошибки есть при составлении резюме?

— Самая частая, например, та, с которой встречаюсь я, — это избыточный объем. Это как раз когда мы пишем для писателя, а не для читателя. И задача здесь — поработать с объемом таким образом, чтобы ваше резюме прочитали, потому что оно может быть сколь угодно хорошим, но если это 5/7/10/15 страниц, и максимальный объем, который я видела, — это 25 мелким шрифтом, соответственно, его не будут читать. Многие работодатели, открывая файл, видя, сколько там страниц (Word нам подсказывает общий объем документа), если там больше двух, собственно, закрывают. Поэтому первое — это объем.

Второе — это как раз наличие именно этого позиционирования, и я, в частности, рекомендую использовать именно смешанный формат резюме. Потому что форматы бывают разные, но этот более универсальный, он подойдет для большинства соискателей. Когда мы позаботились о работодателе и выделили, собственно, для кого мы соискатель, какими компетенциями мы обладаем, обозначили свой опыт и результаты работы, потому что сейчас акцент сместился с процесса на результат, и резюме без достижений, опять же, работодатель рассматривать не будет.

— Хорошо. А что делать, когда резюме нужно отправлять не в виде файла, а в виде анкеты на сайтах, посвященных поиску работы? Какая там специфика?

— Тут основная специфика именно в том, что резюме, которое мы делаем для себя в текстовом определенном виде, сделано под нас, имеет определенную структуру. И если говорить, например, о тех резюме, с которыми мы работаем, то у нас нет единого стандарта, единого шаблона. Потому что у всех свои особенности опыта, иногда можно просто с ног на голову все перевернуть, но так будет лучше для данного конкретного соискателя. И это особенность. Резюме, сделанное под вас, всегда лучше представляет ваш опыт.

Сайты по поиску работы — это некий стандарт, общая форма, которую необходимо заполнить. Здесь нам очень важно поработать именно с представлением резюме, то есть с той шапкой, которую будет видеть работодатель, которая будет появляться в результатах поиска, если он будет самостоятельно искать ваше резюме и оно размещено в открытом доступе. Либо же если мы говорим про отправку откликов, то также работодатель видит предварительную информацию, и уже на основании нее он принимает решение, будет ли он резюме открывать или нет. Поэтому вот этот блок, который видит работодатель, — с ним нужно поработать максимально подробно.

— На Западе есть такая очень популярная тема, как сопроводительные письма, рекомендации и разные другие дополнительные элементы к резюме. А нужны ли они здесь? Используют ли их в России, и как правильно их делать?

— На самом деле существует по большому счету несколько вариантов писем, как ты озвучил. Это рекомендательные письма, это сопроводительные письма и это то, что называют Follow-Up Letter, — когда мы сходили на собеседование и нам нужно подтвердить свою заинтересованность в дальнейшем общении с работодателем.

На Западе это абсолютно естественный процесс, и во всем, что касается кадровых вопросов, есть определенная практика взаимодействия соискателя с работодателем, и это общепринятая норма. То есть наличие сопроводительного письма — это обязательно, это определенный элемент вежливости, это проявление заинтересованности к работодателю, к тому предложению, которое он делает, это обозначение, почему на нас стоит обратить внимание, собственно. Если говорить именно о процессе: если задача резюме — довести нас до собеседования, то задача сопроводительного письма — довести работодателя до резюме, то есть это перед резюме фактически, если мы говорим про отправку резюме в адрес работодателя.

Соответственно, рекомендательные письма нам уже нужны на следующих этапах. Когда есть заинтересованность от работодателя, он может попросить вас предоставить контакты для рекомендаций. И это могут быть письма либо же это могут быть именно, допустим, телефоны кого-то, с кем мы работали, кто может нас положительно охарактеризовать.

— Интересно. Но все-таки, Саш, скажи, существует ли идеальное резюме?

— Я считаю, что нет. Потому что, во-первых, нет предела совершенству, и даже если мы приблизимся к нему, то для одной компании оно будет близко к идеалу, а для другой это будет что-то совершенно неподходящее. Поэтому идеал — он недостижим сам по себе. И если говорить именно по резюме, в частности, то это маловероятно.

— Спасибо. Ну что же, друзья, идеального резюме, как и ничего идеального, не существует. Но это не значит, что к нему не надо стремиться. Именно к этому мы вас и призываем. Ну а если у вас есть какие-то сложности с составлением резюме, есть специалисты, например, Александра Грак, основатель агентства «ИМ Консалтинг», которая помогает соискателям.