В передаче «ТВОЯ РАБОТА» главный редактор телеканала «ШАГ РОССИИ» Глеб Мордовченко и руководитель кадрового агентства для соискателей «ИМ Консалтинг» Александра Грак обсудили тему профориентации: из чего состоит, кому нужна и когда лучше начать. Как определиться с профессией, каковы тенденции на Западе и что отличает профориентацию от карьерного консультирования — читайте в этом выпуске.
— Сегодняшняя тема нашей с тобой беседы — это профориентация. Что это такое? У каждого из нас рано или поздно случается такой момент, когда мы не понимаем, кем нам дальше быть. Или наоборот: мы понимаем, какая должна быть дальше наша карьера, но не знаем, как это реализовать. Саша, расскажи, что такое профориентация для обычного человека.
— Профориентация — это как раз когда мы определяемся с возможным направлением развития карьеры, то есть кем мы хотим работать и как мы хотим работать.
— Для тех, кто ищет работу, в двух словах: кому именно и в какой момент она может быть нужна?
— На самом деле профориентация бывает разная, и она может быть нужна на этапе выбора, соответственно, основного образования (института или техникума), тогда она нужна школьникам. Она может быть нужна уже на этапе окончания университета, когда пора искать работу, в этом случае она будет нужна студентам. И она может быть нужна молодым специалистам либо тем, кто подозревает, что ему необходимо все-таки сменить сферу деятельности, чувствует такую потребность, и в этом случае тоже можно обратиться к профориентации.
— С какими запросами, с какими болями люди приходят к вопросу профориентации?
— Кем быть, на кого учиться, соответственно, как такую работу впоследствии искать, что написать в резюме. На самом деле считается, что резюме больше относится к карьерному консультированию, но это не совсем так. Как раз такие краткие запросы в большей степени относятся к профориентации. А более длительное сотрудничество относится к карьерному менеджменту и к карьерному консультированию.
— Вообще получается, что эти проблемы есть как у совсем маленьких людей (тех, кто оканчивает школу, оканчивает вуз), так и у тех, кто имеет трудовой стаж в несколько десятков лет. А в чем разница между профориентацией детей, подростков и взрослых людей?
— Разница по большому счету в самих запросах, с которыми мы работаем, потому что, как ты отметил, это может быть действительно даже у детей. И профориентация, например, на Западе начинается с детского сада, когда деткам рассказывают о том, какие бывают профессии, как их родители проводят рабочий день, и воспитывают таким образом интерес к определенным профессиям. Поэтому это именно разные запросы.
Соответственно, для детей это именно просвещения о профессиях, возможных и будущих работах. Для уже школьников это, получается, больше по поводу выбора возможного направления: что будет актуально через несколько лет, кем они могут быть, то есть диагностика сильных сторон и предпочтений самих школьников. Для студентов это в большей степени по поводу поиска первой работы, потому что, естественно, это вызывает определенные вопросы и сложности. И когда у нас есть большой опыт, но тем не менее мы понимаем, что хочется что-то менять. Запросы разные, то есть запрос уже на смену, когда есть сформировавшееся понимание «кто я», но хочется его поменять, видеть себя в другой роли. Тогда мы тоже можем работать с профориентацией.
— Здесь есть целая куча разных мифов. Например, в случае детей есть одно мнение, что если профориентацию не сделать в детском возрасте, то мы поставим крест на карьере будущего специалиста. Или, наоборот, о том, что профориентации для детей нет и быть не может. А какие есть мифы, заблуждения на тему профориентации у взрослых людей?
— Тут, наверное, основное — когда взрослый понимает, что ему необходима какая-то поддержка, то, зачем к нам в основном обращаются соискатели, — это тестирование. Считается, что тест поможет вам рассказать, кто вы есть на самом деле. Поэтому под профориентацией (как основной миф и заблуждение) чаще всего понимают некую батарею тестов. То есть одного недостаточно, нужно пройти какое-то значительное количество тестов, для того чтобы тесты рассказали, кто вы и кем вы можете быть. Вот это, наверное, одно из самых таких главных заблуждений на тему профориентации.
— Какие реальные методы для того, чтобы профориентацию произвести, существуют и используются?
— На самом деле, если говорить о профориентационной консультации, она, как правило, в себя включает беседу, она может включать в себя тестирование, если это необходимо. Это может быть использование каких-то опросников, интервьюирования для выявления каких-то склонностей, интересов, например, нашего клиента. И уже разработка самой программы: либо обучение, либо стратегии поиска работы и так далее.
То есть это не только тесты, ни в коем случае не только тесты, потому что сам тест задачу не решит. И как раз особенность работы со взрослыми — то, что мы можем меньше опираться на тестирование и больше опираться на их предыдущий опыт, потому что есть уже какие-то сформировавшиеся идеи — что нравится, что не нравится, что подойдет и что не подойдет. Именно со взрослыми мы больше строим беседу именно в формате диалога.
— Но если это диалог и беседа, тогда такой вопрос: а где заканчивается профориентация и начинается, по сути дела, коучинг, карьерный коучинг?
— Тут идея какая: профориентация — как правило, это на этапе «Кем я могу быть, как я могу работать». То есть какой-то краткий запрос. Если же мы выходим в какое-то более длительное сотрудничество, например, сопровождение, несколько тем, с которыми мы работаем, выстраиваем план карьерного развития, сопровождаем поиск работы, то это относится у нас либо уже к карьерному консультированию, либо к коучингу (в зависимости от того, с каким форматом мы работаем).
— Здесь звучит очень много слов и терминов, далеких от уха обычного российского человека-специалиста. Скажи, а как это работает в России? Не в красивых западных терминах, а в нашей суровой действительности.
— Тут есть определенные предпосылки для формирования в целом и профориентации, и карьерного консультирования, и коучинга. Но вот про профориентацию: поскольку мы сейчас общаемся, расскажу о ней чуть подробнее. К сожалению, на этапе раннего дошкольного образования не так это развито сейчас. На этапе школы, как правило, есть психологи, проводятся некие профориентационные тестирования, но довольно простые, из серии теста Климова: человек — человек, человек — машина. То есть очень все в общих чертах. В университетах уже более глубоко к этому вопросу подходят. В большинстве университетов есть центры карьеры, которые позволяют, опять же, в большей степени искать работу, потому что предполагается, что если мы выбрали университет определенного направления работы, то мы уже понимаем, кем мы хотим быть.
— А какие есть тренды вообще в мире на тему профориентации? К чему мы придем через 3-5 лет в этой теме?
— Ну, через 3-5 лет не обещаю, но в целом тренд такой: если говорить про мировую практику, то начинать профориентационные мероприятия как можно раньше. Соответственно, это дошкольное образование, это садики. На данном этапе это именно просвещение о профессиях, привитие интереса к труду, именно к профессиональному развитию: какое оно может быть, кем мы можем работать. Поэтому в большей степени это, скорее, закладывать заранее какой-то интерес к профессиям.
— Ну что ж, хочется сказать нашим зрителям, что чем раньше вы определитесь с тем, кем вы хотите быть в этой жизни и чего вы хотите добиться, тем лучше для вас и для ваших близких.