Аутплейсмент (Outplacement) — это помощь увольняемым сотрудникам в последующем трудоустройстве за счет бывшего работодателя. Основная задача процедуры «мягкого увольнения» — обеспечить максимально комфортный переход специалиста на новое место работы. Чаще всего воспользоваться поддержкой при увольнении могут сотрудники, покидающие компанию по причине сокращения штата или отдельных функций (должностей).
Аутплейсмент является проявлением доброй воли, а не обязанностью работодателя. Компания может помогать увольняемым сотрудникам как самостоятельно, силами собственных HR-отделов, так и привлекая стороннюю помощь (кадровые или консалтинговые агентства, карьерных консультантов, коучей, психологов, центры занятости населения и т. д.).
Преимущества аутплейсмента:
- сохранение лояльности увольняемого сотрудника к компании-работодателю;
- поддержание комфортного психологического климата в коллективе;
- сохранение репутации работодателя;
- увеличение конкурентоспособности фирмы;
- повышение социальной ответственности организации;
- минимизация судебных рисков.
Однако стоит упомянуть о двух существенных недостатках аутплейсмента: это стоимость услуги и отсутствие гарантий трудоустройства увольняемого сотрудника.
Виды аутплейсмента
По количеству участников процедура может проводиться в групповом и индивидуальном формате. Групповой (массовый) аутплейсмент применяется, когда компания увольняет большое количество сотрудников. Например, передает какую-то функцию на аутсорс. В этом случае услуга аутплейсмента может оказываться одновременно сразу группе сотрудников.
Индивидуальный аутплейсмент применяется при увольнении компанией отдельных сотрудников. Соответственно, помощь в последующем трудоустройстве каждому такому работнику оказывается персонально.
При открытом аутплейсменте сотруднику сообщается, что он попал под сокращение или должен быть уволен (по ряду причин) и предлагают воспользоваться возможностью трудоустроиться в другую фирму.
В случае закрытого аутплейсмента сотрудник может даже не знать о желании работодателя его уволить. Компания нанимает агентство, которое подбирает сотруднику новые варианты трудоустройства или же «переманивает» его к новому работодателю. «Конфиденциальный» вариант аутплейсмента чаще всего применятся для руководителей высшего, реже среднего звена.
В услуги аутплейсмента могут быть включены:
- психологическая поддержка соискателя;
- оценка компетенций работника (ассессмент);
- разработка индивидуального плана развития соискателя;
- консультирование по рынку труда;
- консультирование по развитию карьеры;
- консультирование по вопросам поиска работы;
- помощь в создании резюме и сопроводительных писем;
- помощь в составлении рекомендательных писем;
- помощь в подготовке к собеседованию;
- сопровождение поиска работы соискателем.
Аутплейсмент в России
«Цивилизованное» увольнение в России — явление хоть и не новое, но довольно редкое. Впервые такие услуги для своих клиентов стали оказывать иностранные кадровые агентства.
Неудивительно, что на сегодняшний день услуга аутплейсмента встречается только в городах-миллионниках (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург).
К сожалению, ввиду специфики российского бизнеса работодатели не готовы платить за данную услугу.
Хотя в условиях экономического кризиса потребность в грамотном и «мягком» высвобождении персонала может быть актуальна, как никогда ранее. Такой формат увольнения персонала является наиболее щадящим и позволяет сократить негативное влияние на HR-бренд работодателя.